Психофизиология активности

Практически каждый человек стремится жить полноценной, насыщенной, сбалансированной жизнью. В силу индивидуальных особенностей нервной системы, темперамента и системы ценностей оптимальный  баланс различных видов активности у каждого человека будет своим, также он может меняться в процессе жизни.  

Марсель Пруст сформулировал следующее представление о жизни: “Жизнь – это усилие во времени”. На разных этапах жизни динамика и направленность этого усилия меняются, но всегда для этого усилия нам необходимо адекватное физиологическое и психологическое обеспечение – так же, как автомобилю для движения необходимо топливо. 

Наша жизнь представляет собой цепочку функциональных состояний, которые на протяжении суток сменяют друг друга: сверхактивное, активное и расслабленное бодрствование, дремота, поверхностный медленный сон, глубокий медленный сон и быстрый сон.  

С точки зрения физиологии — более 100 различных параметров циклически меняются с периодом в 24 часа, с точки зрения психологии – различные состояния отмечены преобладанием и динамикой тех или иных компонентов психики (эмоциональные, волевые, когнитивные, и т.д.). 

Безусловно, часто эти состояния носят приспособительный характер, то есть проявляют себя в качестве реакции на ситуацию, уравновешивая организм с внешней средой. По ряду причин это взаимодействие может быть нарушено, что проявляется в снижении работоспособности, нарушении сна, хронической усталости. 

Для того, чтобы восстановить такое качественное взаимодействие и поддерживать баланс активности и отдыха, человеку полезно (а порой даже необходимо): 

  • Понимать механизмы формирования функциональных состояний 
  • Владеть методами коррекции психических состояний для того, чтобы компенсировать отрицательные состояния и целенаправленно создавать продуктивные  
  • Уметь регулировать уровень тонуса, активности и работоспособности 
  • Использовать приёмы релаксации 
  • Понимать принципы психогигиены, вырабатывать рациональные привычки 
  • Уметь устанавливать жизненные цели и определять адекватные пути их достижения 
  • Оценивать и корректировать уровень своей ежедневной активности и нагрузок 

Классический на сегодняшний день био-психо-социальный подход всё чаще начинают дополнять и расширять до био-психо-социо-духовного подхода, что отражает возрастающую актуальность духовного компонента жизни человека, его потребности наделять смыслом те события и выборы, которыми наполнена ежедневная жизнь.  

Мы, со своей стороны, применяем современные научные представления, а также профессиональные знания и опыт для того, чтобы помогать нашим пациентам овладевать навыками установления оптимального баланса и качества труда и отдыха, а также регулировать свои психические состояния.  

Автор: Кемстач Валерия Всеволодна,
Психофизиолог, психолог медицинского центра АРСМЕДика в Санкт-Петерубрге.

Записаться на прием