Обычно мы отвечаем сразу.
Skip to content
г. Санкт-Петербург
ул. Михайлова, д. 8
Коломяжский проспект, д. 9, корп. 1
График работы:
с 10:00 до 20:00
График работы:
с 09:00 до 20:00

Коррекция ЗРР у детей

Ваш ребенок до сих пор не разговаривает или говорит всего несколько слогов или слов? Бабушки и дедушки говорят вам, что «это нехорошо и нужно немедленно обследоваться». Друзья советуют подождать, потому что «все их дети в конечном итоге заговорили, ничего, что с ошибками и проблемами в школе, но заговорили». И вы устали от этой неопределенности и переживаний? Стоит ли сидеть и «ждать у моря погоды» до 3 – 4 лет?

Давайте обсудим.

Задержка речевого развития у детей – это отставание формирования речи у детей от 1.5 до 4 лет. Многие родители думают, что лишь логопеды исправляют нарушения речи. Но логопеды работают лишь с наработанным у ребенка словарным запасом слов, то есть примерно с 4-5 лет. Задача логопеда – научить ребенка правильно выговаривать слова, то есть проводить «искусственное» исправление озвучивания естественно сложившегося набора слов. А «пустое» ожидание периода, когда с ребенком начнет работать логопед, может обернуться перерастанием задержки речевого развития в психоречевую задержку.

Диагноз «задержка речевого развития» правомерен в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи.

ZRR

Причины задержки речевого развития

органическая основа, перинатальное поражение центральной нервной системы:
родовые травмы
внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах
внутриутробные инфекции
гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты
недоношенность или переношенность
поствакцинальные осложнения
частые заболевания раннего возраста
тугоухость у ребенка
аномалии развития речевого аппарата ребенка
социально-педагогические предпосылки (неблагоприятная микросоциальная среда, приводящая к минимуму речевых контактов; эмоциональные стрессы, «синдром госпитализма» у часто болеющих детей; гиперопека; чрезмерно информированная среда, билингвизм (двуязычие), невостребованность речи)
индивидуальная скорость развития нейронов речевых зон коры головного мозга (что подразумевает под собой ту самую генетическую предрасположенность).

Какие разновидности задержки речевого развития могут быть?

Задержку речевого развития следует отличать от общих  нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении) и общего недоразвития речи I-IV уровня.

До 3-4  лет, как правило, можно столкнуться с такими диагнозами:

моторная алалия – ребенок понимает речь, выполняет просьбы, но не говорит
сенсомоторная алалия – ребенок слышит речь, но не понимает ее. Ввиду этого дети не запоминают названия предметов, и пассивный запас слов не формируется, и активный, соответственно, тоже
дизартрия – произнесение звуков нарушено, повышено слюноотделение, рот приоткрыт.

Логопеды применяют другую классификацию:

первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это "безречевые дети", которые не говорят совсем, либо произносят отдельные простые слова
второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы
третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Этапы развития речи у детей (норма)

Доречевой период – от рождения до 1 года.

Стадия гуления – от 1.5 до 2 месяцев. Малыш произносит первые звуки, которые превращаются в цепочки «аааа-ууу-ааааа».

Стадия лепета – от 4.5 до 7-8 месяцев. В гулении можно разобрать не только гласные, но и согласные звуки. Сочетания звуков напоминают слоги. Малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Стадия липидных слов – от 7-8 до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Ребенок соединяет звуки в слова, которые не имеют конкретного значения.

Стадия первых слов – от 9-10 до 11-12 месяцев. Ребенок осваивает несколько слов, состоящих из повторяющихся слогов «ма-ма», «па-па» и др.

Накопление пассивного словаря – от года до 1.5 лет.

После года многие родители замечают, что кроха не спешит осваивать новые слова и включать их в свою речь. Но наберитесь терпения, так как развитие речи происходит куда интенсивнее, чем вам кажется. К полуторагодовалому возрасту нормально развивающийся ребенок произносит всего 10 простых слов, но знает уже примерно 200 названий предметов и явлений. На данном этапе развития кроха уже узнает повседневные предметы и действия.

«Лексический взрыв» и переход к фразовой речи – от 1.5 до 2.5 лет.

Ребенок не говорил или говорил мало и вдруг «начал говорить много»  – такое явление названо «лексическим взрывом». Ребенок извлекает слова из накопленного пассивного словаря и учится сочетать их между собой, тем самым переходя к следующему этапу – периоду фразовой речи, когда в активном словаре ребенка накапливается 40-60 и более слов. Появляются первые двухсловные предложения. С расширением словарного запаса предложения начинают состоять из 3-4 слов.

Этап освоения связной речи – от 2.5 до 4 лет.

В норме речь трехлетнего ребенка должна быть понятна незнакомым людям не менее, чем на 70 процентов. Это один из тех критериев, по которым можно выявить отклонение в развитии малыша. К  трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов.

В возрасте от 3 до 4 лет  ребенок уже усваивает определенные грамматические формы, может говорить предложениями и объединяет их по смыслу, то есть, может составить небольшой рассказ.

До года ребенок проходит дофонемное развитие, а далее начинается формирование фонематического слуха и фонематического восприятия (с 1 года до 4-5 лет). Фонематическому слуху ребенка обучить можно, а фонематическому восприятию нельзя. Если грамотно заложить в ребенка фонематический слух, то фонематическое восприятие сформируется автоматически. Правильно прошедшее фонематическое развитие речи перейдет в благоприятный период звукового анализа речи, что обеспечит отсутствие нарушения письма (дисграфия) и речи (дислексия) в школе.

ТРИ важные речевые зоны и их созревание:

зона Брока (зона речедвигательных органов, моторика речи) – управляет мышцами лица, языка, глотки, челюстей
центр речи Вернике (слуховой центр речи) – отвечает за понимание речи
проводящие пути (ассоциативный центр), соединяющие зоны Брока и Вернике.

Центр Брока регулирует голосовой аппарат. Центр Вернике обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь. При помощи «ассоциативного центра» мы анализируем, что говорить дальше. Первым формируется центр Брока, что обеспечивает ребенку детский лепет с первых месяцев жизни. Спустя несколько месяцев ребенок учится из общего словесного хаоса слышать отдельные слова. Вторым формируется центр Вернике, который распознает слова. И только к 2 годам достраивается хрупкий ассоциативный центр, который обусловлен социально-педагогической обстановкой. Поэтому фразы формируются только к 2 годам. В среднем, к 2-3 годам ребенок учится синхронизировать работу этих трех центров. А с 2 до 5 лет за счет вегетативных механизмов речи происходит закрепление процесса речи.

Чтобы речь не прерывалась, все три центра должны работать синхронно. То есть мы должны говорить, слышать, что мы говорим, обдумывать и подбирать слова, чтобы их произнести. Патологическая работа хотя бы одного из этих центров грубо нарушает речь.

Все три речевые зоны у каждого из нас развиваются с разной биологической скоростью и мощностью. Лишь в период, когда каждая из зон «созреет», и они полноценно будут функционировать друг между другом, принимая, обрабатывая и формируя ответ, лишь тогда ребенок будет говорить предложениями. То есть, одни могут говорить хорошо уже в 2 года, а кто-то лишь к 4 годам. Тем не менее, в любом случае все факторы для благоприятного развития речи должны присутствовать в каждом возрастном периоде.

Неблагоприятные знаки и факторы задержки речевого развития

ребенок часто предоставлен самому себе, при этом мало играет в развивающие игры или с игрушками, с утра до вечера смотрит мультики или проводит время в гаджетах. При отсутствии взаимодействия с ребенком он не принимает информацию и, таким образом, головной мозг не выстраивает необходимые нейронные пути. Наличие информации через мультики его не развивает ввиду того, что головной мозг не связывает звуки и картинки между собой, поэтому эта информация оказывается для него пустой.
нет «эндорфинового» закрепления – когда ребенок учится чему-то новому, его важно хвалить за то, что он сделал или сказал что-то новое. При поощрении выделятся «приятные для мозга» гормоны (эндорфины), которые поставят головной мозг в полезную природную зависимость от них. То есть, чтобы заполучить новую порцию эндорфинов, мозг будет стимулировать ребенка отрабатывать навык речи еще и еще раз, тем самым закрепляя и совершенствуя его.
ребенок постоянно находится в чрезмерно шумовой и информационной среде (непрекращающийся белый шум – шум телевизора, музыка, шум автострады под окнами, зона аэропорта и др.). Например, согласно исследованиям, у подавляющего количества детей, проживавших в зоне аэропорта, была отмечена задержка речевого или психо-речевого развития. Также неблагоприятным будет включение белого шума ребенку на период ночного или дневного сна. Тишина способствует улавливанию слуховыми рецепторами чистых звуков. Как ребенок слышит, так впоследствии, он и говорит.
ребенок долго (до 3 лет и более) находится на «пюрешном» питании, таким образом, мышцы речевого аппарата, в частности, жевательные, остаются неподготовленными к речевому процессу.
ребенок растет в неблагоприятной семейной среде (его часто ругают, возможно он испытывает физическое насилие извне и т.д.). В таком случае хронически вырабатываются гормоны стресса, которые блокируют развитие головного мозга.
ребенок не слышит вас при обращении к нему или отвечает невпопад, у него нет указательного жеста.

Также неблагоприятны такие признаки, как

постоянное нарушение сна (дневного или ночного),
ребенок слишком активен (в общем хаосе своих движений он абсолютно перестает слышать все вокруг себя),
укачивание в транспорте и на каруселях до тошноты и рвоты,
ходьба длительное время на носочках,
нарушение равновесия, неуклюжесть, частые падения - то есть ребенок «плохо двигается» в пространстве.

Какое решение будет самым правильным? Нужно отметить, что головной мозг ребенка можно «научить говорить» до 10 лет, если он растет в людской среде и постоянно слышит человеческую речь. НО! До 3 лет головной мозг обладает огромным потенциалом в развитии за счет количества нейронов, данных ему природой от рождения, а их примерно в 10 раз больше, чем у взрослого человека. Таким образом, чем раньше начнется работа, тем быстрее и эффективнее будут устранены все речевые «неполадки». Поэтому будет правильным – обращаться к педиатру и детскому неврологу хотя бы в рамках диспансерного наблюдения, чтобы вовремя заметить нарушения и начинать предпринимать профилактические меры.

Инструментальная диагностика задержки речевого развития речевого развития

аудиоскрининг – в первую очередь, для детей, часто болеющих, мало реагирующих или не реагирующих на собеседника
сосуды глазного дна – определение косвенного признака наличия внутричерепного давления
ЗВП, АСВП (зрительные и слуховые вызванные потенциалы) – позволяют найти нарушения в передаче нервного импульса от сетчатки и слуховых рецепторов к зрительной и слуховой областям коры головного мозга соответственно по проводящим путям и исключить патологию в них
МРТ, КТ головного мозга или МРТ-ангиография – для исключения очаговой патологии, назначается редко.

Консультации специалистов:

педиатр,
детский отоларинголог,
нейропсихолог,
детский психолог.

Работа с психологом или психотерапевтом зачастую оказывается нелишней, так как для того, чтобы ребенок хорошо развивался, необходимо настроить приятную микросоциальную или семейную атмосферу, так как «правильное» взаимоотношение с ребенком – немаловажный структурный элемент в общем подходе решения вопроса задержки речевого развития.

ZRR-u-detei

Лечение ЗРР

Медикаментозное

Согласно доказательной медицине, часто назначаемые детям ноотропные средства не способствуют речевому развитию. Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства. Поэтому не тратьте драгоценное время и денежные средства на «недоказательные» медикаменты. Препараты доказательного профиля назначаются детишкам с задержкой речевого развития, но в исключительных случаях.

Рекомендации, способствующие развитию речи и применимые ко всем детям

режим дня, сна и бодрствования - ребенок живёт согласно биологическим ритмам, максимальное количество времени при этом уделяется изучению пространства вокруг себя и всего нового. Сон является компенсирующей составляющей режима дня, поэтому количество часов требуемого сна зависит от усталости головного мозга. Головной мозг должен отдохнуть и под действием определенных гормонов (гормон роста, мелатонин, адреналин) усвоить информацию, полученную за день и подготовиться к следующему дню.
правильное питание (богатое белками, жирами, углеводами), без перевеса в пользу лёгких углеводов, то есть сладостей (не забываем про здоровые зубы). Получивший суточную дозу калорий мозг будет работать эффективнее в отличие от «голодного».
ограничение просмотра телевизора (до 3 лет смотреть не рекомендуется, с 3 до 6 лет - до 30 минут, с 6 лет до 10 лет - до 1 часа). В эпоху развитых технологий сложно соблюдать данную рекомендацию, но можно 1 час или максимум 2 поделить на интервалы в течение дня, чтобы головной мозг вашего ребёнка лабильно мог переключаться с одного занятия на другое. Чем меньше телевизора и гаджетов, и больше поучительных занятий с ребёнком, тем более развитый мозг и спокойный ребенок. Чрезмерный просмотр телевизора и работа с гаджетами ведут к замедлению формирования высших корковых функций (логика, мышление, планирование ...) и замедлению развития эмоциональной сферы ребенка.
развитие мелкой моторики («развитые руки - развитый мозг», и наоборот). Наши руки - это наружная часть мозга. Чем более точные руки (красивый почерк, точные движения и т.д.), тем более пластичный мозг.
чтение книг, прослушивание аудиокниг - способствует расширению словарного запаса ребенка, развитию высших корковых функций. До 3 лет рекомендуются рифмованные произведения (песни, стихи, потешки), так как мозг лучше воспринимает рифму. После 3 лет рекомендуется проза.
вовремя начинаем учить ребёнка жевать - чем дольше ребёнок ест «пюрешную» пищу, тем более вязкий речевой аппарат у него в итоге.
разговариваем с ребенком, задаём ему вопросы и отвечаем на его вопросы. То есть активно взаимодействуем. Мозг должен слушать речь, чтобы научиться говорить. И разговариваем с ребенком четко, громко, с интонацией – ваша речь является примером для подражания.
вит Д, омега-3 – не допускать дефицитов, чтобы головной мозг имел «структурное» подкрепление для своего развития.
йодосодержащие препараты – дефицит йода также способствует задержке развития мозга, особенно при гормональных нарушениях.
также могут рекомендоваться препараты магния, лецитин и др.

Все дозировки препаратов подбираются индивидуально у врача.

Инструментальные методы стимуляции коры головного мозга в ситуации с задержкой речевого развития имеют в настоящее время справедливую по своей эффективности популярность:

 БАК – биоакустическая коррекция – метод, при котором с помощью специальной компьютерной программы сигналы головного мозга, полученные из электроэнцефалограммы ребёнка, преобразуются в звук.

Метод индивидуален, подходит не всем. Перед проведением строго проверяется ЭЭГ ребенка.

 БОС – биологическая обратная связь. Это физиологический метод, создающий условия для активной тренировки необходимых функций мозга (внимание, мышление, дыхание, память). В данной методике необходима активная включенность ребенка в процесс. Он выполняет определённые действия, и за счёт этого формируется обратная связь. Обратная связь выставляется на монитор компьютера в виде весёлых и интересных картинок, которые сами по себе носят развивающий характер.

 Транскраниальная магнитная стимуляция – это способ влияния на нейроны с помощью магнитного поля. Магнитное поле создаётся с помощью специального аппарата с разными типами индукторов, которые фиксируются возле головы пациента. Их размещение напрямую зависит от того, какая зона коры головного мозга будет стимулироваться.

Метод строго индивидуален.

 Электрическая стимуляция мозга (ТЭС-терапия) – механизм терапевтического действия  заключается в воздействии на процесс выработки эндорфинов в головном мозге. Во время процедуры происходит стимуляция чувствительных и противоболевых структур головного мозга посредством проникновения тока через костные и мягкие ткани головы.

 Томатис – используется эффект электронного переключения. Переключение состоит в чередовании звуковых каналов, передающих то же сообщение, но с разной интенсивностью и разным тембром. Именно это чередование позволяет задействовать слуховые мышцы, таким образом, способствуя запуску ориентировочного рефлекса.

Метод строго индивидуален, проводится после контроля ЭЭГ, АСВП, МРТ.

 Транслингвальная нейростимуляция – это метод, основанный на электротактильной стимуляции наиболее плотно иннервируемой тактильной области дорзальной поверхности языка. Путем стимуляции языка мы не только прорабатываем одну из мышечных речевых зон, но и активизируем многие структуры головного мозга, плотно связанные с речевыми зонами головного мозга.

Из неинструментальных методов применяются артикуляционная гимнастика и массаж речевых зон (язык, щеки, подбородок, шейно-плечевая зона, предплечье, кисти).

В современное время исправить задержку речевого развития несложно. Нужно только, чтобы родители вовремя обратились к специалисту (педиатру и детскому неврологу). Это поможет  заложить в головном мозге ребенка «хорошую» речевую  базу для его  дальнейшего успешного развития.

Наименование услуг

Цена

Консультация детского невролога (от рождения до 18 лет)

АКЦИЯ!

БЕСПЛАТНО

Консультация врача невролога (детского, с рождения и до 18 лет и взрослого)

3400р

Прием (осмотр, консультация) врача невролога

Арушанова Р.С.

4500р

Консультация врача невролога

Леонидовой Л.А.

Высшая категория, к.м.н.

3500р

Консультация врача невролога, эпилептолога

Сергеевой Т.В.

Высшая категория, к.м.н.

5300р

Консультация врача невролога, эпилептолога

Некрасовой В.В.

3500р

Консультация врача детского невролога

Гуреевой Н.В.

3400р

Наши врачи

Сергеева
Татьяна Васильевна

невролог, эпилептолог, высшая категория, к.м.н.

Некрасова
Виктория Витальевна

невролог, эпилептолог, высшая категория, к.м.н.