Коррекция ЗРР у детей
Ваш ребенок до сих пор не разговаривает или говорит всего несколько слогов или слов? Бабушки и дедушки говорят вам, что «это нехорошо и нужно немедленно обследоваться». Друзья советуют подождать, потому что «все их дети в конечном итоге заговорили, ничего, что с ошибками и проблемами в школе, но заговорили». И вы устали от этой неопределенности и переживаний? Стоит ли сидеть и «ждать у моря погоды» до 3 – 4 лет?
Давайте обсудим.
Задержка речевого развития у детей – это отставание формирования речи у детей от 1.5 до 4 лет. Многие родители думают, что лишь логопеды исправляют нарушения речи. Но логопеды работают лишь с наработанным у ребенка словарным запасом слов, то есть примерно с 4-5 лет. Задача логопеда – научить ребенка правильно выговаривать слова, то есть проводить «искусственное» исправление озвучивания естественно сложившегося набора слов. А «пустое» ожидание периода, когда с ребенком начнет работать логопед, может обернуться перерастанием задержки речевого развития в психоречевую задержку.
Диагноз «задержка речевого развития» правомерен в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи.
Причины задержки речевого развития
Какие разновидности задержки речевого развития могут быть?
Задержку речевого развития следует отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении) и общего недоразвития речи I-IV уровня.
До 3-4 лет, как правило, можно столкнуться с такими диагнозами:
Логопеды применяют другую классификацию:
Этапы развития речи у детей (норма)
Доречевой период – от рождения до 1 года.
Стадия гуления – от 1.5 до 2 месяцев. Малыш произносит первые звуки, которые превращаются в цепочки «аааа-ууу-ааааа».
Стадия лепета – от 4.5 до 7-8 месяцев. В гулении можно разобрать не только гласные, но и согласные звуки. Сочетания звуков напоминают слоги. Малыш начинает понимать обращенную к нему речь.
Стадия липидных слов – от 7-8 до 9-10 месяцев. Стадия «детских» слов. Ребенок соединяет звуки в слова, которые не имеют конкретного значения.
Стадия первых слов – от 9-10 до 11-12 месяцев. Ребенок осваивает несколько слов, состоящих из повторяющихся слогов «ма-ма», «па-па» и др.
Накопление пассивного словаря – от года до 1.5 лет.
После года многие родители замечают, что кроха не спешит осваивать новые слова и включать их в свою речь. Но наберитесь терпения, так как развитие речи происходит куда интенсивнее, чем вам кажется. К полуторагодовалому возрасту нормально развивающийся ребенок произносит всего 10 простых слов, но знает уже примерно 200 названий предметов и явлений. На данном этапе развития кроха уже узнает повседневные предметы и действия.
«Лексический взрыв» и переход к фразовой речи – от 1.5 до 2.5 лет.
Ребенок не говорил или говорил мало и вдруг «начал говорить много» – такое явление названо «лексическим взрывом». Ребенок извлекает слова из накопленного пассивного словаря и учится сочетать их между собой, тем самым переходя к следующему этапу – периоду фразовой речи, когда в активном словаре ребенка накапливается 40-60 и более слов. Появляются первые двухсловные предложения. С расширением словарного запаса предложения начинают состоять из 3-4 слов.
Этап освоения связной речи – от 2.5 до 4 лет.
В норме речь трехлетнего ребенка должна быть понятна незнакомым людям не менее, чем на 70 процентов. Это один из тех критериев, по которым можно выявить отклонение в развитии малыша. К трем годам малыш осваивает порядка 500-800 слов, а к четырем должен знать около 1000-1500 слов.
В возрасте от 3 до 4 лет ребенок уже усваивает определенные грамматические формы, может говорить предложениями и объединяет их по смыслу, то есть, может составить небольшой рассказ.
До года ребенок проходит дофонемное развитие, а далее начинается формирование фонематического слуха и фонематического восприятия (с 1 года до 4-5 лет). Фонематическому слуху ребенка обучить можно, а фонематическому восприятию нельзя. Если грамотно заложить в ребенка фонематический слух, то фонематическое восприятие сформируется автоматически. Правильно прошедшее фонематическое развитие речи перейдет в благоприятный период звукового анализа речи, что обеспечит отсутствие нарушения письма (дисграфия) и речи (дислексия) в школе.
ТРИ важные речевые зоны и их созревание:
Центр Брока регулирует голосовой аппарат. Центр Вернике обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь. При помощи «ассоциативного центра» мы анализируем, что говорить дальше. Первым формируется центр Брока, что обеспечивает ребенку детский лепет с первых месяцев жизни. Спустя несколько месяцев ребенок учится из общего словесного хаоса слышать отдельные слова. Вторым формируется центр Вернике, который распознает слова. И только к 2 годам достраивается хрупкий ассоциативный центр, который обусловлен социально-педагогической обстановкой. Поэтому фразы формируются только к 2 годам. В среднем, к 2-3 годам ребенок учится синхронизировать работу этих трех центров. А с 2 до 5 лет за счет вегетативных механизмов речи происходит закрепление процесса речи.
Чтобы речь не прерывалась, все три центра должны работать синхронно. То есть мы должны говорить, слышать, что мы говорим, обдумывать и подбирать слова, чтобы их произнести. Патологическая работа хотя бы одного из этих центров грубо нарушает речь.
Все три речевые зоны у каждого из нас развиваются с разной биологической скоростью и мощностью. Лишь в период, когда каждая из зон «созреет», и они полноценно будут функционировать друг между другом, принимая, обрабатывая и формируя ответ, лишь тогда ребенок будет говорить предложениями. То есть, одни могут говорить хорошо уже в 2 года, а кто-то лишь к 4 годам. Тем не менее, в любом случае все факторы для благоприятного развития речи должны присутствовать в каждом возрастном периоде.
Неблагоприятные знаки и факторы задержки речевого развития
Также неблагоприятны такие признаки, как
Какое решение будет самым правильным? Нужно отметить, что головной мозг ребенка можно «научить говорить» до 10 лет, если он растет в людской среде и постоянно слышит человеческую речь. НО! До 3 лет головной мозг обладает огромным потенциалом в развитии за счет количества нейронов, данных ему природой от рождения, а их примерно в 10 раз больше, чем у взрослого человека. Таким образом, чем раньше начнется работа, тем быстрее и эффективнее будут устранены все речевые «неполадки». Поэтому будет правильным – обращаться к педиатру и детскому неврологу хотя бы в рамках диспансерного наблюдения, чтобы вовремя заметить нарушения и начинать предпринимать профилактические меры.
Инструментальная диагностика задержки речевого развития речевого развития
Консультации специалистов:
Работа с психологом или психотерапевтом зачастую оказывается нелишней, так как для того, чтобы ребенок хорошо развивался, необходимо настроить приятную микросоциальную или семейную атмосферу, так как «правильное» взаимоотношение с ребенком – немаловажный структурный элемент в общем подходе решения вопроса задержки речевого развития.
Лечение ЗРР
Медикаментозное
Согласно доказательной медицине, часто назначаемые детям ноотропные средства не способствуют речевому развитию. Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства. Поэтому не тратьте драгоценное время и денежные средства на «недоказательные» медикаменты. Препараты доказательного профиля назначаются детишкам с задержкой речевого развития, но в исключительных случаях.
Рекомендации, способствующие развитию речи и применимые ко всем детям
Все дозировки препаратов подбираются индивидуально у врача.
Инструментальные методы стимуляции коры головного мозга в ситуации с задержкой речевого развития имеют в настоящее время справедливую по своей эффективности популярность:
БАК – биоакустическая коррекция – метод, при котором с помощью специальной компьютерной программы сигналы головного мозга, полученные из электроэнцефалограммы ребёнка, преобразуются в звук.
Метод индивидуален, подходит не всем. Перед проведением строго проверяется ЭЭГ ребенка.
БОС – биологическая обратная связь. Это физиологический метод, создающий условия для активной тренировки необходимых функций мозга (внимание, мышление, дыхание, память). В данной методике необходима активная включенность ребенка в процесс. Он выполняет определённые действия, и за счёт этого формируется обратная связь. Обратная связь выставляется на монитор компьютера в виде весёлых и интересных картинок, которые сами по себе носят развивающий характер.
Транскраниальная магнитная стимуляция – это способ влияния на нейроны с помощью магнитного поля. Магнитное поле создаётся с помощью специального аппарата с разными типами индукторов, которые фиксируются возле головы пациента. Их размещение напрямую зависит от того, какая зона коры головного мозга будет стимулироваться.
Метод строго индивидуален.
Электрическая стимуляция мозга (ТЭС-терапия) – механизм терапевтического действия заключается в воздействии на процесс выработки эндорфинов в головном мозге. Во время процедуры происходит стимуляция чувствительных и противоболевых структур головного мозга посредством проникновения тока через костные и мягкие ткани головы.
Томатис – используется эффект электронного переключения. Переключение состоит в чередовании звуковых каналов, передающих то же сообщение, но с разной интенсивностью и разным тембром. Именно это чередование позволяет задействовать слуховые мышцы, таким образом, способствуя запуску ориентировочного рефлекса.
Метод строго индивидуален, проводится после контроля ЭЭГ, АСВП, МРТ.
Транслингвальная нейростимуляция – это метод, основанный на электротактильной стимуляции наиболее плотно иннервируемой тактильной области дорзальной поверхности языка. Путем стимуляции языка мы не только прорабатываем одну из мышечных речевых зон, но и активизируем многие структуры головного мозга, плотно связанные с речевыми зонами головного мозга.
Из неинструментальных методов применяются артикуляционная гимнастика и массаж речевых зон (язык, щеки, подбородок, шейно-плечевая зона, предплечье, кисти).
В современное время исправить задержку речевого развития несложно. Нужно только, чтобы родители вовремя обратились к специалисту (педиатру и детскому неврологу). Это поможет заложить в головном мозге ребенка «хорошую» речевую базу для его дальнейшего успешного развития.
Наименование услуг
Цена
Консультация врача невролога (детского, с рождения и до 18 лет и взрослого)
3400р
Прием (осмотр, консультация) врача невролога
Арушанова Р.С.
4500р
Консультация врача невролога
Леонидовой Л.А.
Высшая категория, к.м.н.
3500р
Консультация врача невролога, эпилептолога
Сергеевой Т.В.
Высшая категория, к.м.н.
5300р
Консультация врача невролога, эпилептолога
Некрасовой В.В.
3500р
Консультация врача детского невролога
Гуреевой Н.В.
3400р