Как принять диагноз ребенка?

Как принять диагноз ребенка? Как принять тот факт, что ребенок отличается от сверстников? Возможно, различные специалисты уже сказали, что он развивается, учится, общается иначе, нежели другие дети его возраста. Может быть они уже назвали эту особенность «отставанием», «задержкой», «нарушением развития», «неврастенией», «аутизмом», «СДВГ» или другим специальным термином.

Как правило, родители особенных деток не сразу замечают, что ребенок ведет себя по-другому, или считают, что «это пройдет с возрастом». Однако, яркие особенности поведения (выраженные эмоциональные реакции, негативизм, склонность к капризам, агрессивность, коммуникативные сложности, закрытость, отстраненность, стереотипные необычные движения и др.) могут сохраниться, обостриться и более того сформировать «особый» тревожный фон в семье.

Основные сложности возникают, когда ребенок сталкивается с социумом – идет в детский сад, школу, у него возникают различные трудности (неуспеваемость, проблемы со сверстниками, взрослыми), игнорировать которые уже не получается. В этот момент родители также испытывают большое давление со стороны воспитателей, учителей, других родителей, которые советуют показать ребенка специалисту (неврологу, психиатру, психологу) или пытаются склонить к переводу ребенка в специализированное коррекционное учреждение. Частые обвинения в «плохом поведении, воспитании ребенка», только усугубляют ситуацию и могут привести мам и пап к чувству вины, стыда и беспомощности». [2].

Когда диагноз уже выставлен, родители впервые сталкиваются лицом-к-лицу с такими пугающими и незнакомыми понятиями, как РАС, СДВГ, ОВЗ, ЗПР, УО и прочее. «Растерянность, шок, отсутствие четких представлений о будущем мешают вовремя адаптироваться и принять необходимые меры по организации обязательной помощи ребенку и созданию комфортной домашней среды. И к сожалению этот кризисный период может затянуться. Длительность периода выхода из кризиса связана со многими причинами, включая личностные особенности родителей. Часто для совершенно разных людей общим является необходимость справиться со своим страхом, трудностями, связанными с принятием ситуации, социальным непониманием, изменением расстановок внутри семьи. [1].

В этот период испуганные родители активно начинают искать любую доступную информацию о диагнозе, который им озвучили. Одни активно вникают в разнообразную литературу, другие ищут поддержки в интернете и различных сообществах, чатах. И конечно же, в такой момент повышается риск попасть к некомпетентным «специалистам», обещающим «волшебную таблетку» за большие деньги. Отчаявшись, родители верят любой информации, пугаются негативных случаев, описанных в интернете, которые могут не иметь ничего общего с их ребенком. Здесь нужно понимать, что болезнь болезни рознь и есть масса факторов, определяющих течение заболевания в каждом отдельном случае. Однако….“у страха глаза велики”.

Нередко переживания острого кризиса после постановки диагноза схожи с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и переживанием горя, утраты: разрушение прежних представлений о ребенке, о себе, об окружающем мире и своем месте в нем, крах представлений о будущем, чувство вины и беспомощности. Многие родители проходят через те же фазы: шока, отрицания, гнева, пересмотра ценностей. Некоторые семьи застревают в состоянии «хронического горя». В этих случаях для максимально продуктивной помощи ребенку включение в реабилитационную работу, психологическое сопровождение родителей становится остро необходимым. [1].

Как правило, родителей больше всего страшит будущее, они не понимают, что делать дальше, как жить, как взаимодействовать с собственным ребенком. Он кажется теперь чужим, пугающим, неизвестным. Параллельно, ситуация ухудшается гнетущим чувством вины, постоянным самобичеванием, ощущением несправедливости происходящего. Почему это случилось с нами? Как мы теперь будем жить? Как будет жить наш ребенок? – эти и другие вопросы круглосуточно вертятся в голове, мешая объективно оценить ситуацию и ухудшая и без того негативное состояние родителей. В этот момент очень важно остановиться и рационально оценить происходящее. Это просто необходимо для того, чтобы начать строить новую полноценную жизнь в новом образе, принимая сложившуюся ситуацию, какой бы сложной она не казалось поначалу. Рациональность позволяет родителям научиться замечать все плюсы, все сохранные ресурсы, которые остались у ребенка и на которые в дальнейшем можно будет опереться.

Прежде всего, нужно понять и принять, что это уже случилось. Не нужно рисовать катастрофу, впадать в отчаяние и депрессию. Ребенок уже испытывает некоторые трудности, поэтому очень важно вовремя начать с ним коррекционную и реабилитационную работу, чтобы успеть скомпенсировать и развить у него навыки общения, обучения, способствовать его социальной адаптации в дальнейшем.

В основном дети с особенностями развития способны овладеть какими-то новыми навыками. Да, иногда им требуется гораздо больше времени, порой приходится прибегать к альтернативным методам развития способностей, но, с помощью родителей и компетентных специалистов, они могут со временем научиться вполне или в какой-то мере справляться с повседневной жизнью. Все дети учатся по-разному, у каждого из них свой темп, потребности, особенности. Поэтому очень важно запастись терпением и планомерно разрешать имеющиеся трудности.

Pediatrician with baby and her Parents

Самим родителям, в особенности мамам, важно научиться обращаться за помощью, поддержкой, вовлекать отца в общение и взаимодействие с ребенком, иметь время и возможности для того, чтобы отдохнуть, переключиться, уделить себе время. Полное посвящение себя ребенку может привести к эмоциональному истощению и точно никому на пользу не пойдет. Важно помочь ребенку и сохранить при этом себя.

Застревание в негативных эмоциях, обидах, страхах может также привести к ухудшению климата в доме и даже закончиться полным распадом семьи.

Поэтому важно помнить, что полный отказ родителей от себя в пользу болеющего ребенка не принесет никакой пользы, а наоборот, навредит всем членам семейной системы.

Матери, которые перегружены ограничениями личной свободы и времени из-за того, что их дети полностью зависят от них, испытывают постоянный стресс. Ситуация усугубляется постоянным раздражением по поводу ненормативного поведения ребенка: ведет себя неспокойно, агрессивно, часто капризничает, устраивает истерики или полностью отстраняется от физического контакта и др. Все это может привести к ухудшению состояния, частой подавленности, переутомлению, депрессивным настроениям, ухудшению качества сна, снижению самооценки и навязчивому ощущению неполноценности.

Отцы могут отстраняться и избегать ежедневного стресса, связанного с воспитанием ребенка с ОВЗ, проводя все больше времени вне дома (на работе, с друзьями, у родственников), или пытаясь «уйти» в какую-либо иную деятельность (компьютерные игры, чтение, алкоголь). Тем не менее, они чаще всего, также испытывают чувство вины и досады, даже если не говорят и не показывают этого. На них ложатся существенные финансовые обязательства, связанные с уходом за ребенком с особыми потребностями, которые, скорее всего, будут долговременными.

Братья и сестры «особенных» детей тоже испытывают определенные трудности. Так как родители чаще всего погружаются в жизнь болеющего ребенка, они могут чувствовать обделенность вниманием, думать, что их меньше любят. Нередко, на фоне сниженного внимания со стороны родителей, остальные дети становятся более раздражительными, отстраняются, перестают учиться, склоняются к различным вредным привычкам и др., чем доставляют близким дополнительные хлопоты. Есть и положительные случаи, когда они разделяют заботы родителей, в какой-то мере жертвуя своими интересами. [2].

Все взрослые члены семьи должны прийти к единому соглашению о том, как дальше жить в сложившейся ситуации и своей роли при этом. Важным фактором здесь является единство в понимании болезни ребенка, его нужд, возможного поведения и как при этом следует себя вести. Для этого могут быть полезны рекомендации, полученные от компетентных врачей и психологов.

Чтобы качественно выстроить новые взаимоотношения между всеми членами системы, активизировать внутренние ресурсы каждого, помочь справиться с непростой ситуацией, в которой оказалась вся семья, очень важно вовремя обратиться к бережному, компетентному и понимающему специалисту. Совместная работа родителей с психологом, помимо коррекционной работы с самим ребенком, поможет преодолеть острое кризисное состояние, завершить необходимый процесс горевания, наладить новые связи между всеми членами семьи, принять диагноз ребенка, сохранив при этом связь с реальностью и способность к критическому мышлению и анализу. Все это в итоге приведет к улучшению состояния самого ребенка, успешному его обучению и дальнейшей социализации настолько, насколько это возможно при его состоянии.

Почему стоит обратиться именно к нам

Специалисты Клиник "ДОКТОРА АРУШАНОВА" более 10 лет занимаются проблемами на стыке неврологии, психиатрии и психологии. За время работы мы накопили большой опыт в помощи семьям с детками с различными расстройствами. В клинике проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на обучение взрослых правильному взаимодействию с ребенком и детям для более успешного овладения навыками бытовой и социальной адаптации.

Авторы статьи

Арушанов Роберт Самсонович Психиатр, психотерапевт, невролог, первая категория

Денисова Маргарита Александровна Психолог, магистр психологии

Список использованных источников

[1] Костина И. А. Консультирование родителей детей с аутизмом // Детский аутизм: исследования и практика ; под ред. В.Н. Касаткина. – Москва : Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, 2008. – С. 333–344.

[2] Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы детского и подросткового возраста : учебник / И.Г. Малкина-Пых. – Москва : КНОРУС, 2021. – 278 с. – ISBN 978-5-406-08742-8.

Статьи по теме