Три важные речевые зоны

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока.

 

В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей – зона Брока, являющейся зоной речедвигательных органов – моторики речи.

 

Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, – слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.

Центр Брока регулирует голосовой аппарат – голосовые связки, мышцы гортани…. Центр Вернике – слуховой центр речи, обеспечивает способность слышать и улавливать произносимую речь. При помощи “ассоциативного центра” мы анализируем (“думаем”), что говорить дальше. Все эти три центра развиваются с разной биологической мощностью. Ребенок рождается, и уже в первые месяцы его жизни появляется детский лепет. Т.е. первым формируется наиболее мощный центр Брока. Спустя несколько месяцев ребенок начинает из общего хаоса звуков выделять и распознавать слова, которые являются жизненно важными для него, например слово «мама, дай» и т.д. Вторым формируется центр Вернике, который распознает слова. И только к 2 годам у ребенка формируется наиболее хрупкий ассоциативный центр, который обусловлен воспитанием, культурологическими особенностями и т.д. Именно в это время ребенок начинает говорить фразами. В норме ребенок к 2-3 годам учится синхронизировать речевые центры. А с двух до пяти лет происходит закрепление вегетативных “невральных” механизмов речи.

Наша речь – процесс “круговой”. Чтобы он не прерывался, все три центра должны работать синхронно. То есть, мы должны говорить, слышать, что мы говорим, обдумывать и подбирать слова, чтобы их произнести, с одной скоростью. Но иногда этот процесс может нарушаться. Патологическая работа хотя бы одного из центров грубо нарушает речь. Так, например, при детском церебральном параличе страдает центр Брока, как в прочем и вся двигательная сфера, поэтому речь больного становится невнятной, лишённой чёткости. При глухоте блокируется центр Вернике, поэтому люди, не имеющие возможность слышать и анализировать собственную речь, не могут говорить. При некоторых заболеваниях центральной нервной системы, когда страдает ассоциативный центр, речь человека становиться бессмысленной. Так же нарушает речь неравномерная работа трёх центров. В этом случае нарушается плавность речи, и возникают “запинки”, повторы, судорожные сокращения мышц.