Обычно мы отвечаем сразу.
Skip to content
г. Санкт-Петербург
ул. Михайлова, д. 8
Коломяжский проспект, д. 9, корп. 1
График работы:
с 10:00 до 20:00
График работы:
с 09:00 до 20:00

Лечение мигрени у детей

У вашего ребенка бывают головные боли, при которых он не может ничего делать – играть, делать уроки и т.д.? При этом ему больно смотреть на свет и воспринимать громкие звуки, и он старается уйти в темную комнату, чтобы прилечь. И все это чаще всего заканчивается только после сна. Возможно, у него мигрень. Давайте поговорим о ней.

Мигрень – это хроническое широко распространенное генетически обусловленное неврологическое заболевание с эпизодами полностью купирующихся головных болей, сопровождающихся тошнотой, фото и/или фонофобией.

В основном, болеет женская часть населения.

Если в семье кто-то из родителей имеет подтвержденный неврологом диагноз «мигрень», то дети имеют генетическую предрасположенность к данному заболеванию, особенно девочки.

Триггеры мигрени:

стресс (эмоциональный, гормональный и др.)
пищевые триггеры (содержащие большое количество глутаматов, нитратов, оксида азота)
световой (яркий мигающий свет или долгая работа с гаджетами или просмотр телевизора) и шумовой (громкий и монотонный) раздражитель
нарушение сна (частые ранние подъемы, недосыпания, бессонница)
климатические факторы (перегрев, переохлаждение)
гормональные факторы (менструация, овуляция)
вредные привычки
физическая усталость
резкие запахи (парфюм, курение, моющие средства)
лекарственные препараты (резерпин, нитроглицерин, эстрогены)
неправильное питание (голод, редкий прием пищи).

Причины развития мигрени у детей

Мигрень относится к первичным головным болям и считается формой нейроваскулярной ГБ, при которой первичные изменения в нервной системе приводят к вторичному расширению кровеносных сосудов и, соответственно, к боли и дополнительной нервной активации. Патофизиология боли при мигрени имеет неврологическую основу, а не первичные сосудистые нарушения.

Исследования с использованием ПЭТ показывают, что ростральные отделы ствола мозга, особенно контралатеральное околоводопроводное серое вещество  среднего мозга — значимые структуры в патофизиологии мигрени. Было замечено, что именно в этих структурах идет постепенное накопление соединений азота. Эти данные подтверждают, что области ствола мозга играют кардинальную роль в инициации или завершении приступа мигрени. Мигрень, вероятно, является результатом дисфункции ствола мозга и/ или диэнцефальных ядер.

migren-u-detei-2

Приступы ГБ при мигрени могут различаться у разных людей, изменяться от атаки к атаке. Такая вариабельность может частично объясняться дисфункцией ионных каналов в аминергических ядрах ствола мозга, которые в норме модулируют сенсорный поток и обеспечивают нейрональный контроль краниальных сосудов. Высвобождение кальцитонин-ген-связанного пептида вызывается периферической тригеминальной активацией. Возникающая в результате боль может рассматриваться как нарушение перцепции обычно безболезненных афферентных стимулов от краниоваскулярных структур, что, возможно, вызвано развитием периферической или центральной сенситизации.

Например, серотонин – тканевый гормон, в наибольшем количестве выделяется тромбоцитами. При повреждении стенок сосудов запускается механизм, приводящий к выделению из тромбоцитов 5-HT (5-гидрокситриптофана), вызывающий сокращение гладких мышечных клеток в стенках сосудов. Сбой в этой работе может привести к мигреням. В крови происходит постоянное спонтанное разрушение тромбоцитов, определяющее «фоновый» уровень 5-НТ в плазме, и в конечном итоге, тонус сосудов. По неустановленной причине, иногда тромбоциты разрушаются активнее, чем обычно. Это сначала вызывает рост тонуса сосудов, так как в плазме оказывается слишком много 5-НТ, а затем наступает их избыточное расслабление (так как снижается количество 5-НТ  плазмы из-за уменьшения числа разрушающихся тромбоцитов). К падению 5-НТ плазмы особенно чувствительны сосуды головного мозга (периферически или центрально сенситизированные), они расширяются, возникает отек и головная боль. Поэтому назначаются селективные агонисты 5-НТ1- рецепторов (еще в продромальном периоде или в период  ауры), чтобы купировать данный механизм развития головной боли.

Симптомы мигрени у детей

как правило, встречаются и односторонняя, и двусторонняя локализация (височная, лобная, периорбитальная, теменная области), до 14 лет превалирует латерализация головной боли (гемикрания) или двусторонняя лобная или височная локализация, после 14 лет – односторонняя локализация, которая может менять сторону
легкая, умеренная или сильная интенсивная пульсирующего или сжимающего, или стучащего характера
усиливается при физической нагрузке
длится как от 30 минут, так и до нескольких дней, но достоверно чаще встречаются короткие приступы
тяжесть головных болей у детей правильнее оценивать по данным оценки изменений повседневной активности ребенка во время приступа
может сопровождаться тошнотой, рвотой, фото и/или фонофобией при классической форме мигрени, или не сопровождаться данными симптомами. При этом наличие и выраженность фото и/или фонофобии следует оценивать по реакции ребенка на окружающие его свет и шум, а не с помощью прямых вопросов
у детей до 7 лет симптомы продромального периода, ауры можно не заметить, так как дети не могут четко охарактеризовать симптомы недомогания (дискомфорт в животе, раздражительность, плаксивость, нарушение сна, зрительные изменения (выпадения полей зрения, галлюцинации и т.д.) и другие), ввиду этого нельзя достоверно предупредить период головной боли
вегетативные симптомы у детей встречаются достаточно часто и это является их отличительной чертой, как правило, они носят двусторонний характер
головная боль у детей может сопровождаться несистемным головокружением, кинетозом, ощущением заложенности ушей
у подростков течение мигрени в большей степени похоже на мигрень у взрослых, у детей младше 14 лет, как правило, имеются все вышеперечисленные отличия, зачастую имитируя головную боль напряжения
манифестация мигрени у детей начинается чаще всего в 7 лет (начало школьного периода – стресс) и в 12-14 лет (подростковый период - гормональный всплеск).

Мигрень без ауры встречается у детей чаще (60 %), чем мигрень с аурой (15 %).

Основные вегетативные симптомы детского мигренозного приступа: отечность лица и/или периорбитальной зоны, ощущение заложенности ушей, заложенность носа и/или ринорея, птоз и/или миоз, слезотечение, гиперемия конъюктивы, повышенная потливость лица и лба.

Эпизодические синдромы у детей, ассоциированные с мигренью: абдоминальная мигрень, синдром доброкачественного головокружения, синдром циклических рвот – имеют в последнее время высокую распространенность и достоверно ассоциированы с мигренью.

Таким образом, наличие триггеров, вегетативное сопровождение головной боли, признаков кинетоза, приступообразного характера головной боли, детских периодических синдромов помогают выставить правильный диагноз.

Визуальная шкала боли у детей (шкала лиц Вонга-Бейкера)

Ребенку можно предложить оценить свое собственное состояние по шкале гримас:

У детей младшего возраста для оценки интенсивности болевого синдрома и сопутствующих симптомов (фото-, фонофобия) разработана анкета, основанная на анализе изменений поведения в момент ГБ:

B1 — нет ограничения повседневной активности ребенка;
В2 — ограничение участия ребенка в активных играх, возможна спокойная повседневная домашняя активность, просмотр телепрограмм, компьютерные игры;
В3 — ограничена вся повседневная активность, но поведение ребенка не сопровождается закрытием глаз и стремлением находиться в затемненном помещении;
В4 — ограничена вся повседневная активность, эпизодически во время приступа ребенок хочет закрыть глаза и находиться в затемненном помещении;
В5 — при всех приступах ребенок хочет закрыть глаза и находиться в затемненном помещении.

Диагностика мигрени у детей

подробный сбор анамнеза
если велся дневник головной боли, то проводится его анализ

Учитывая специфику отличительных черт мигрени у детей в редких случаях могут назначаться дополнительные или уточняющие виды диагностики такие, как анализ крови, электроэнцефалография и ультразвуковое исследование сосудов головного мозга и шеи, аудиометрия, вестибулометрия (электронистагмография), проверка зрения в межприступном периоде, при необходимости магнитно-резонансная томография головного мозга. Хотя во взрослой практике в диагностике мигрени данные виды обследования не назначаются, так как достаточно сбора анамнеза.

migren-u-detei

Профилактика провоцирующих факторов мигрени

Профилактика мигрени у детей играет основополагающую роль. Это касается вопросов режима дня ребенка, сна и бодрствования, рациона питания и др.

эмоциональный стресс (минимизировать причины стресса в жизни ребенка, научить его правильно смотреть на причины стресса и уметь их предупреждать, подавая пример ребенку)
нарушение сна (соблюдать режим сна и бодрствования: в одно и то же время ложиться спать и вставать утром. У каждого человека своя потребность в необходимом для него количестве сна, чтобы чувствовать себя комфортно в течение последующего дня. Предоставляйте, по возможности, ребенку спать столько, сколько ему необходимо. Важно не допускать недосыпания и не спать слишком много, так как это также не сыграет положительной роли)
климатические факторы (чаще всего жаркие условия могут привести к мигрени, поэтому надеваем головной убор на голову, соблюдаем питьевой режим, не допуская легких признаков обезвоживания. Во время холода одеваться тепло)
голод (ребенок должен питаться от 5 до 6 раз в день маленькими порциями, чтобы головной мозг не испытывал энергетический голод)
пищевой рацион (исключить или не допускать преобладания в рационе ребенка таких продуктов, как шоколад, цитрусовые, орехи, копчености, сыры, бананы, пряности, лук, чеснок, киви, помидоры и другие. Вести дневник головных болей, где устанавливаем взаимосвязь между употребляемым продуктом и эпизодом последовавшей за ним головной боли; исключаем продукты с большим содержанием нитратов, глутаматов. Не допускать у подростков злоупотребления кофеинсодержащими напитками)
исключение средств ухода за домом и одеждой с резким запахом
световой и шумовой раздражитель (ограничение работы с гаджетами, телевизором – просмотр мультиков, компьютеров, планшетов и т.д., так как световой и шумовой факторы перевозбуждают клетки центральной нервной системы)
вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики и др.)
физические нагрузки (минимизировать физическую нагрузку, если установлена четкая взаимосвязь с головной болью; спортивные нагрузки с правильным подходом – соблюдение питьевого режима, восстановление микроэлементов, белковое питание и т.д.).

Доказано, что при проведении профилактики триггеров мигрени у детей частота мигрени у детей во взрослом периоде снижается на 30 процентов, то есть у трети детей, которые проходили профилактику мигрени до 18 лет -после 18 лет не имели манифестации мигрени, у остальных детей заметно снижалась частота проявления приступов.

Лечение мигрени

При появлении головной боли ребенку нужно дать отдохнуть – лечь спать в комнате в полутемной и тихой обстановке. Как правило, этого достаточно, чтобы купировать приступ мигрени слабого или умеренного характера. Если такой возможности нет или головная боль не купировалась, то можно дать одну таблетку ибупрофена или парацетамола. Важно, не пренебрегать большим количеством анальгетиков, постоянной их сменой, чтобы не усложнить течение заболевания и не привести ее течение к абузусной форме, с которой в дальнейшем будет справиться сложнее. Не назначать самостоятельно ребенку те препараты, которые применяете для лечения мигрени у себя.

Также могут применяться у детей селективные агонисты 5-HT1B и 5-HT2D – рецепторов, группа триптанов (суматриптан, элетриптан, золмитриптан, ризатриптан). При необходимости могут совмещаться препараты данной группы с НПВС.

При учете специфики текущего заболевания и индивидуальных особенностей могут применяться антигистаминные препараты, бета-адреноблокаторы, трициклические антидепрессанты, блокаторы кальциевых каналов, антиэпилептические препараты.

При осложнениях мигрени, хронической форме, абузусной форме назначается лечение моноклональными антителами (антагонисты рецепторов кальцитонин-ген-родственного пептида). В детской  практике такие случаи исключительны, могут быть применены в возрасте 16-18 лет.

Значительный положительный эффект при частых ГБ отмечается при использовании психологической и психотерапевтической помощи при сопутствующих психоэмоциональных расстройствах. Доказана эффективность прогрессирующей мышечной релаксации, самогипноза, дыхательно-релаксационного тренинга, когнитивно-поведенческой терапии.

Но отдельную роль нужно отдать когнитивно-поведенческой терапии, что подразумевает работу не только с ребенком, но и с его родителями, так как внедрение профилактики провоцирующих факторов в жизнь – это изменение образа жизни семьи, что потребует прохождения через период адаптации к новым условиям.

То есть помимо медикаментозного  лечения  могут быть подключены такие специалисты, как

сомнолог (гигиена сна, режим дня)
ЛОР
офтальмолог

Диагностические критерии мигрени без ауры у детей аналогичны критериям взрослых пациентов (по МКГБ-II 2004 г.):

А. По меньшей мере 5 приступов, отвечающих критериям В-D.
В. Продолжительность приступов 4–72 часа (без лечения или при неэффективном лечении).
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
1. односторонняя локализация;
2. пульсирующий характер;
3. интенсивность боли от средней до значительной;
4. головная боль ухудшается от обычной физической активности.
D. Головная боль сопровождается как минимум одним из следующих симптомов:
1. тошнота и/или рвота;
2. фотофобия или фонофобия.
Е. Не связана с другими причинами (нарушениями).

Диагностические критерии мигрени с аурой у детей аналогичны критериям взрослых пациентов (по МКГБ-II 2004 г.):

А. По меньшей мере 2 приступов, отвечающие критерию В.
В. Мигренозная аура, отвечающая критериям В и С для одного из типов мигрени с аурой.
С. Не связана с другими причинами (нарушениями).

Наименование услуг

Цена

Консультация детского невролога (от рождения до 18 лет)

АКЦИЯ!

БЕСПЛАТНО

Консультация врача невролога (детского, с рождения и до 18 лет и взрослого)

3400р

Прием (осмотр, консультация) врача невролога

Арушанова Р.С.

4500р

Консультация врача невролога

Леонидовой Л.А.

Высшая категория, к.м.н.

3500р

Консультация врача невролога, эпилептолога

Сергеевой Т.В.

Высшая категория, к.м.н.

5300р

Консультация врача невролога, эпилептолога

Некрасовой В.В.

3500р

Консультация врача детского невролога

Гуреевой Н.В.

3400р

Наименование услуг

Цена

Прием логопеда

Шарабура А. С.

Логопедическая диагностика

1900р

Занятие

2500р

Прием клинического и детского психолога, иппотерапевта

Климовой Н.В.

Консультация

2500р

Абонемент (5 занятий)

9000р

Иппотерапия для взрослых и детей (30 мин)

1600р

Иппотерапия для взрослых и детей (1 ч)

2600р

Прием врача психиатра (детский с 2х лет и взрослый)

Григорьева А.Р.

4000р

Прием клинического психолога

Омельченко О.В.

3500р

Коррекционно-развивающее занятие для детей (от 3-17 лет)

45-60 мин

2000р

Исследование интеллектуального потенциала детей и подростков (тест Векслера)

5000р

Абонементы на коррекционно-развивающие занятия (1-2 раза в неделю):

3 занятия

5500р

5 занятий

9000р

8 занятий

12000р

10 занятий

15000р

Наши врачи

Сергеева
Татьяна Васильевна

невролог, эпилептолог, высшая категория, к.м.н.

Некрасова
Виктория Витальевна

невролог, эпилептолог, высшая категория, к.м.н.