Обычно мы отвечаем сразу.
Skip to content
г. Санкт-Петербург
ул. Михайлова, д. 8
Коломяжский проспект, д. 9, корп. 1
График работы:
с 10:00 до 20:00
График работы:
с 09:00 до 20:00

Особенности нарушения речевых и психических функций у детей при эпилепсии

Эпилепсия – это одно из наиболее тяжелых и распространенных психических расстройств, нередко ведущее к госпитализации. И одним из основных сопутствующих расстройств при эпилепсии являются речевые нарушения.

Тяжесть речевой патологии зависит от формы эпилепсии, частоты приступов, их характера, длительности заболевания, состояния когнитивных функций и выраженности сопутствующих психических расстройств. Этиопатогенетический диагноз при данном заболевании ставится неврологом или психиатром.

Мною было обследовано до 20 пациентов в возрасте от 10 до 15 лет, находящихся на лечении в стационаре, где дети находились от 2 до 8 раз. Это дало возможность отметить динамику изменений речевых функций. Длительное повторное пребывание детей в больнице сделало возможным провести более точную диагностику нарушений речевой системы в целом, а также состояний и сохранных сторон высших психических функций.

Для определения речевого статуса у этой группы детей было проведено комплексное логопедическое обследование речевой функциональной системы, слухового и зрительного восприятия и когнитивной сферы.

нарушения речевого развития у детей с эпилепсией-1

Первичное обследование детей позволило диагностировать следующие особенности развития психических функций:

истощаемость и отвлекаемость внимания,
достаточная концентрация при выполнении заданий
способность работать самостоятельно.

В интеллектуальной сфере наблюдается задержка психического развития, легкая дебильность.

Связанная речь представлена аграмматической фразой. Словарный запас значительно более обширный, чем после периода болезни. Дети активно пользовались словарем, отсутствовал речевой негативизм. Способность к обучению характеризуется относительной сохранностью. Дети устанавливали последовательность действий по серии картинок с помощью взрослого, показывали значительный запас знаний и представлений (месяцы, времена года, соотнесение месяцев по временам года).

Конструктивный праксис развит на высоком уровне. Дети владели счетными операциями (преимущественно сложением и вычитанием) в пределах 20. Могли читать и писать отдельные слова.

Обследование при последующих госпитализациях, при длительном течении заболевании, показало сильный регресс у детей.

Осмотр выявил выраженный распад когнитивной сферы, эмоционально-личностный и волевой дефект, поведенческие нарушения: дурашливость, снижение дистанции, моторное беспокойство, агрессивность, конфликтность.

Со стороны аттентивно-мнестических функций наблюдались истощаемость произвольного внимания, ограничение объема внимания, ослабление всех видов памяти. При этом отмечалась повышенная утомляемость. Интеллектуальная сфера характеризуется снижением уровня интеллекта от выраженной дебильности до глубокой имбецильности. Работоспособность крайне низкая и непродуктивная. Все задания выполняют в медленном темпе. Речевая продукция крайне бедная. На первый план выступает неспособность к воспроизведению усвоенных знаний и навыков, использование их в новой незнакомой ситуации, а в дальнейшем невозможность самого обучения таких детей.

Таких детей отличает низкий познавательный интерес, незнание своих поступков, непонимание контекста, невозможность спрогнозировать результаты своей деятельности.

нарушения речевого развития у детей с эпилепсией-2

Импрессивную речь характеризует:

Ограниченное понимание смысла многих инструкций, даже бытового характера. Дети воспринимают только одноступенчатые инструкции; фразы, включающие две и более инструкции - им не доступны.
Связанная речь представлена отдельными словами и простыми предложениями - аграмматизмами. Грамматический стой речи грубо нарушен. Страдают функции словоизменения и словообразования. Причинно-следственные связи по серии сюжетных картин не устанавливают. Словарный запас скуден - знают только самые простые обобщающие понятия: фрукты, овощи, одежда, называют основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Наблюдаются нарушения фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.
Дети не могут выделить звук из ряда контрастных, определить место, последовательность и количество звуков в слове, затрудняются составить слово из ряда предложенных звуков и актуализировать слово на предложенный логопедом слово.
В состоянии общей моторики отмечается не координированность движений, гиперкинезы. Мелкая моторика рук и оральный праксис грубо нарушены. Ребенку сложно повторять артикуляционные движения: особенно тонкие дифференцированные движения языка. Часто пациент не понимает инструкций и не может выполнить упражнения даже по показу.
Нарушен конструктивный праксис: дети собирают вкладыши, рамки Монтессори и разрезную картинку из 3-4 частей путем проб и ошибок. Кубики не складывают, не могут заштриховать предмет, не заходя за контур.
Пространственно-временные представления сформированы недостаточно. Путают право, лево, вверх, вниз. Времена года называют только с опорой на наглядность. Письмо затруднено или невозможно. Пишут хаотично отдельные печатные букву, не соблюдая строчку и пространственные отношения. В ответ на просьбу написать буквы под диктовку путаются. Часто наблюдается зеркальное письмо и лишние элементы в буквах.
Фиксируется распад процесса чтения: знают и называют отдельные буквы. Чтение текста недоступно.

Таким образом, длительное и злокачественное течение эпилепсии у детей является причиной возникновения чрезвычайно тяжелых речевых и интеллектуальных расстройств.

В картине болезни выражены признаки регресса, распада или тяжелой дезорганизации отдельных сторон речевой функции.

При своевременном лечении у врача невролога-эпилептолога, тщательном подборе фармтерапии, консультации психиатра и смежных специалистов, при прохождении специальных реабилитационных программ, есть большая вероятность стабилизации состояния ребенка и сохранения его речевого развития в соответствии с возрастом.

Автор статьи

Шарабура Анжелика Сергеевна

Логопед-дефектолог высшей категории