Нейропсихологический взгляд на проблемы в развитии речи
Речь – одна из основных высших психических функций. Речевые расстройства обусловлены нарушением формирования либо поражением речевого аппарата. Под речевым аппаратом подразумевается система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Эта система включает два тесно связанных между собой отдела – центральный и периферический.
Центральный отдел
Центральный отдел находится в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
1. Корковые центры
Зона (центр) Вернике
обеспечивает процесс восприятия устной речи. При ее поражении возникают дефекты фонематического, или речевого, слуха (сенсорная афазия, сенсорная алалия). Фонематический слух формируется у ребенка в процессе обучения пониманию устной речи, предшествует устной речи, письму, чтению. Фонематический слух является основной речевой системы, и его потеря ведет к недоразвитию всей системы. В связи с этим при отставании в развитии речи важно обязательно пройти обследование у сурдолога.
Зона (центр) Брока
обеспечивает моторную организацию речи. При поражении возникает невозможность произнесения звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт (моторная афазия, моторная алалия).
Левая лобная доля
осуществляет функцию планирования, программирования и контроля речемыслительной деятельности. При поражении корковых зон моторной области возникает корковая дизартрия.
Теменная доля
коры связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией, регуляцией целенаправленных движений. Следствием ее поражения являются расстройства координации и управления различными движениями (апраксия). При этом нарушаются произвольные движения артикуляционного аппарата: ребенок не способен по просьбе высунуть язык изо рта, поднять его вверх и т.д. Возникновение в раннем детском возрасте, может привести к недоразвитию речи.
Височная доля
связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. При поражении левой височной доли мозга возникают расстройства фонематического слуха, вследствие чего страдает целый комплекс речевых функций: письмо, чтение, активная речь. Кроме того, при поражении определенных зон левого полушария нарушается слухоречевая память.
Затылочная доля
коры головного мозга является зрительной областью. При поражении левой затылочной доли утрачивается способность различать буквы (буквенная агнозия). Вследствие нарушения зрительного восприятия возникают специфические нарушения чтения (оптическая дислексия) и письма (оптическая дисграфия).
2. Подкорковые узлы.
Подкорковые (базальные) узлы (центры, ядра) представляют собой большие скопления нервных клеток, расположенных в массе белого вещества больших полушарий головного мозга.
Базальные узлы в сочетании с другими образованиями составляют так называемую экстрапирамидальную систему, задача которой заключается в подготовке и коррекции по ходу выполнения двигательного акта. Она участвует в осуществлении эмоционально – двигательных реакций – мимических движений. Данная система влияет на перераспределение тонуса мышц, делает их движения более плавными, создает фон для осуществления быстрых, точных и дифференцированных движений. Характер нарушений речи зависит от нарастания мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре (смазанность речи, нечеткое звукопроизношение), изменения эмоционально – двигательной иннервации (монотонная, однообразная, немодулированная речь, грубые искажения речи, порою до потери способности говорить. Симптомы характерны для экстрапирамидальной дизартрии.
3. Ствол мозга и мозжечок.
Ствол мозга состоит из большого числа клеточных скоплений – ядер и проводников, связывающий головной мозг со спинным, а также отдельные части головного мозга между собой. При поражениях этих нервов могут наблюдаться нарушения артикуляции и фонации, приводящие к возникновению дизартрии, бульбарному и псевдобульбарному синдромам.
Кроме ядер черепно – мозговых нервов, в стволе головного мозга расположена ретикулярная формация. При снижении ее активности наблюдается сонливость, заторможенность, недостаточная концентрация внимания и, наоборот, при преобладании активизирующих влияний – повышенная возбудимость, расторможенность, бессонница, чрезмерная подвижность. Ретикулярной формации принадлежит важная роль в регуляции мышечного тонуса.
Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных движений, координирует действия мышц – антагонистов (противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие. Мозжечок имеет тесные связи со многими отделами центральной нервной системы. При его поражении возникает мозжечковая дизартрия. Речь становится затрудненной, замедленной, толчкообразной, скандированной. Отмечается пониженный тонус мышц языка и губ, мягкое небо провисает, мимика становится вялой. С целью коррекции данных проявлений в нашем центре проводятся занятия ребенка с нейродефектологом на балансировочной доске Бильгоу.
Периферический речевой аппарат
Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов: дыхательного, фонаторного, артикуляционного.
Дыхательный отдел
Дыхательный отдел анатомически представлен грудной клеткой, легкими, бронхами и трахеей. Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. В фонаторный, или голосовой отдел входит гортань с голосовыми складками. Деятельность внутренних гортанных мышц обеспечивает зарождение звука. Все нарушения голоса можно разделить на функциональные и органические, которые в свою очередь, могут быть периферического и центрального характера.
Артикуляционный отдел
Артикуляционный отдел представлен полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и мягким небом. В артикуляционном акте принимают участие мышцы языка, губ и щек, мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, мышцы шеи. Основную роль в звукопроизношении играют мышцы языка. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных (кроме губных) звуков.
Если нарушение звукопроизношения обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции, то речь идет о механической (органической) дислалии. Наиболее частыми аномалиями, ведущими к возникновению механической дислалии, являются:
Другое речевое нарушение, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата – ринолалия, при котором наблюдается сочетание расстройств артикуляции и фонации.
Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, исправляются с большим трудом и гораздо медленнее, чем дефекты функционального происхождения. С целью диагностики и для выявления причин задержки речевого развития рекомендуем пройти консультацию и обследование у детского невролога нашего центра. А также последующую коррекцию речевых расстройств с помощью клинического психолога, нейродефектолога нашей клиники на индивидуальных занятиях.