Как построена программа нейропсихологической коррекции для детей с
СДГВ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и
ММД (минимальная мозговая дисфункция)

Целью программы является

Развитие высших психических функций (ВПФ):
внимания
памяти
мышления
речи
воображения
Активация подкорковых образований мозга
Регуляция общего энергетического фона
Стабилизация межполушарного взаимодействия
Обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой
Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности

Программа состоит из 12 – 24 занятий. Проводить занятия желательно до тех пор, пока не будет достигнут результат. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2-3 месяца. Длительность занятия – 50-60 минут.

Возраст детей – от 5 до 12 лет. Занятия проводятся индивидуально.

Структура занятия:

растяжка

3-4 мин

дыхательное упражнение

3-4 мин

глазодвигательное упражнение

3-4 мин

телесные упражнения

10-15 мин

упражнения на развитие соматогностических, тактильных, кинестетических, динамических, пространственных функций

10-15 мин

упражнения на развитие внимания, памяти, функций программирования и контроля, коммуникативные и эмоциональные упражнения

10-15 мин

Программа коррекции будет состоять из 2 циклов:

1 цикл:

1-2 недели – занятия 45 мин. по полной программе нейропсихологической коррекции.

Приемы нейропсихологической коррекции по преодолению повышенной утомляемости и истощаемости, формированию достаточной активности внимания и работоспособности.

(работа над 1 блоком)

2 цикл:

Дефектологические занятия с включением методов нейропсихологической коррекции.
Обязательные упражнения – дыхательные, растяжки, телесные, релаксация, т.е. упражнения на активизацию 1 блока.

Упражнения по формированию и коррекции слуховых, зрительных, тактильных, двигательных и зрительно-пространственных процессов (2 блок мозга).

Подбор упражнений индивидуален:

соматогностические или динамические
кинестетические или пространственные

 и т.д.

Упражнения на развитие внимания, памяти и других психических функций подключаются на более поздних этапах коррекционного цикла, т.к. для их формирования требуется готовность функций первого блока. В процессе занятий происходит постепенное формирование произвольного внимания, произвольной регуляции, программирования и контроля (3 блок мозга): от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции психолога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами.

Основной принцип отбора тех или иных упражнений и заданий коррекционной программы – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа составляется индивидуально, прежде всего, из тех упражнений, которые наиболее соответствуют проблемам ребенка и будут способствовать наиболее эффективному их преодолению.

Дыхательные упражнения.

Для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) особенно эффективны дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т.д.) могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

Массаж и самомассаж

Коррекционно-развивающая и формирующая работа будет включать в себя различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

Растяжки

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Гипертонус, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.

Глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Они способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, их можно эффективно использовать перед письменными заданиями. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

Упражнения по преодолению синкинезий (непроизвольные, непреднамеренные движения).

Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти (они неподвижны).

Релаксация (снятие напряжения).

Упражнения для релаксации проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению.

Телесные упражнения (упражнения на движение тела).

При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и лучшему восприятию сенсорной информации. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!