Арт-терапия в работе с детьми

ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ в широком смысле слова означает профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей. Особенностью современной психотерапии является стремление к объединению самых различных подходов и методов. Специалисты нашей клиники также используют широкий ассортимент средств и подходов в детской психо-коррекционной работе. Одним из них является арт-терапия, которая включает в себя:

изотерапию
сказкотерапию
игровую терапию
песочную терапию
музыкальную терапию

Арт-терапия, как один из методов психотерапии, вызывает большой интерес у многих психологов и потенциальных клиентов в нашей стране уже более четверти века. Что же такое арт-терапия, каким образом достигается позитивный развивающий и гармонизирующий эффект при ее использовании? Давайте разбираться по порядку. Начнем с рассмотрения изотерапии.

Изотерапия

Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в работе с детьми, у которых невротические, психосоматичесие нарушения, трудности в обучении и социальной адаптации, внутрисемейные конфликты.

Желание рисовать – это естественная потребность ребенка выражать себя и свои желания, переживания через рисунок. При этом рисование развивает чувственно-двигательную координацию, межполушарное взаимодействие, так как требует согласованного участия многих психических функций:

Зрительное и пространственное восприятие
Двигательная координация (мелкая моторика)
Речь и мышление

Детям со спокойным темпераментом, не склонным к выражению чувств через слова и просто робким подойдет медитативное рисование, креативное письмо, мандалотерапия. Это спокойная деятельность, при которой требуется внутренняя концентрация, но при этом есть возможность отдохнуть, расслабиться, справиться со стрессом. По завершению рисования всегда проводится обсуждение о том, какие эмоции и чувства возникали в процессе, какие мысли появились, что понравилось.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для развития личности ребенка, расширения его сознания и кругозора, совершенствования его взаимодействия с внешним миром.

Психотерапевтическая сказкокоррекция – это поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, создающий у ребенка ощущение безусловного принятия и дающий возможность взаимодействовать на равных со взрослым в процессе творчества. Сказкотерапия позволяет ребенку развить:

Творческое мышление и воображение
Внимание и память
Позитивную коммуникацию и адекватную самооценку

Игровая терапия

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Отличительной особенностью детской психики является трудность выражения эмоций через слова. Дети естественным путем развивают свой эмоциональный мир и выражают его в зависимости от возраста в активной игре. Анализ игровой деятельности ребенка позволяет нам обнаружить проблемы в аффективной сфере, в межличностных отношениях, особенности его «Я- концепции». При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает  информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не прибегая к словам, что важно при работе с детьми с отставанием в речевом развитии.  Корректирующий механизм игротерапии заключается в проекции отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Для нас важно помочь ребенку проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Использование игровой терапии позволяет психологам нашей клиники:

Предупредить развитие у ребенка нервно-психической патологии
Устранить внутреннее напряжение и повышенную тревожность
Смягчить чувства недоверия и враждебности к миру, аутоагрессию
Провести психокоррекцию поведенческих проблем
Развить творческий потенциал

Песочная терапия

Песочная терапия – невербальная форма психокоррекции, что очень важно для детей с отставанием в развитии речи, а также для неразговорчивых и замкнутых ребят. Основной акцент делается на творческом самовыражении и снятии внутреннего напряжения. Данный метод позволяет гармонизировать внутреннее состояние, изменить отношение к себе и другим, пробудить доверие к миру. Дети очень любят взаимодействовать с песком, это привычный для них способ игры, в том числе с кинетическим, разноцветным и особенно приятным на ощупь.

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия – контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, развитии и воспитании детей. Музыка может применяться нами как ведущий фактор воздействия и как дополнение, сопровождение коррекционных и развивающих занятий с детьми.

Музыкотерапия применяется нами для лечения и профилактики в следующих случаях:

Психосоматические заболевания и внутренние болезни
Отклонения в развитии (проблемы с речью, аутизм, сенсорный дефицит)
Эмоциональная нестабильность и поведенческие нарушения

Станут ли наши дети счастливыми взрослыми во многом зависит от нас, родителей и учителей, психологов и врачей. Именно мы можем развить в них оптимизм, веру в собственные силы и умение общаться с другими людьми. Грамотное использование арт-терапии психологами нашей клиники поможет Вашему ребенку:

ощутить безопасность и доверие к окружающим детям и взрослым,
справиться с агрессивностью, тревогами и страхами,
развить творческие способности и воображение, силу воли и смелость
почувствовать радость жизни, наполненной яркими красками доброты и красоты