Не хочу-не буду: причины детского непослушания
Каждый родитель в своей родительской жизни сталкивается с непослушанием. Оно проявляется в различных формах и возрастах. Споры, пререкания, “забывчивость”, игнорирование вызывают удивление, растерянность, раздражение. Родители не понимают, что случилось и как реагировать правильно: не обращать внимание, ужесточать требования, наказывать, ругать. В ход идет весь воспитательный арсенал, накопленный поколениями. Но не советы бабушек и дедушек, ни статьи по детской психологии, ни “закручивание гаек” не помогают справится с собственными эмоциями. Страх, растерянность и непонимание происходящего с ребенком мешают родителям дать объективную оценку и реагировать рассудочно.
Почему ребенок не слушается
Непослушание может быть естественным, ребенок растет, развивается, осознает себя и проверяет мир на прочность. Что можно, что нельзя, когда, с кем, при каких условиях и к какому результату приведет то или иное поведение. Волшебная фраза “Я не хочу”, способная вывести из себя самого уравновешенного родителя, может возникать от отсутствия мотивации. Ребенку действительно может не нравиться та деятельность, которую от него требуют. Он может быть не уверен в успехе, может бояться неудачи и осуждения, у него может не быть опыта успешного овладевания новым навыком (такое бывает, если родители или педагоги все время поправляют и исправляют ребенка).
Нежелание что-либо делать и как-то участвовать в жизни семьи может свидетельствовать о кризисном состоянии как ребенка, так и всей семьи в целом. Ребенок может переживать из-за сложностей в коллективе, трудностей в учебе, у него могут быть конфликты или просто может не быть сил из-за неправильно выстроенного расписания. Проблемы взрослых также могут влиять на поведение ребенка, различные взгляды на воспитание у взрослых родственников, неприятности на работе, болезни, все может привести к тому, что ребенок, не зная, как реагировать, уходит в протестное поведение.
Коррекция поведения
Самое главное в коррекции поведения – это понять, что к нему привело. Понимание причины и знание той потребности, которая есть у ребенка, поможет выстроить правильную линию поведения в семье. Надо ли дать ребенку больше самостоятельности, признать его взросление, или научиться заключать договор и соблюдать условия, скорректировать семейные представления о воспитании или наладить такой режим дня, где будет место и скучным рутинным обязанностям, и свободному времени на “всякую ерунду”.
Например, в возрасте трех-четырех лет ребенок будет капризничать, чтобы понять границы. В этом случае для родителя важно понять, что попытки настоять на своем – это первые самостоятельные проявления личности ребенка. Родители должны помочь ребенку выстроить границы с миром и не бояться проявлять инициативу и отстаивать свою точку зрения. Для этого необходимо всей семьей договориться о правилах, которые действуют в семье и придерживаться их. Также необходимо определить те сферы, в которых ребенок может самостоятельно принимать решения. Например, в дождь надеваем резиновые сапоги, но ребенок может выбрать, красные или зеленые; на обед обязательно едим суп, а десерт ребенок выбирает сам; перед сном нельзя играть в компьютер, но ребенок может выбрать сказку, которую ему почитают и так далее.
В школьном возрасте необходимо выстроить у ребенка правильные причинно-следственные связи. Любой поступок приводит к тем или иным последствиям: наградам или санкциям. Родители объясняют причины возникновения тех или иных правил и запретов, расписывают алгоритмы поведения в той или иной ситуации заранее. На стоит ждать, что ребенок сразу поверит и примет всю информацию, он может проверять, точно ли родители соблюдают договоренности. Например, если есть договоренность, что за хорошие оценки в четверти следует покупка, то покупать необходимо именно то, о чем договаривались. “Я знаю, что ты хотел конструктор, но я подумала, что новый рюкзак тебе нужнее” – недопустимо. Такое поведение родителей, пусть и из лучших побуждений, приводит к тому, что ребенок перестает доверять родителям и теряет мотивацию к успешной учебе.
В подростковом возрасте ребенку важно, чтобы к нему относились как к взрослому, и тут уже важно, чтобы родители умели доверять своему сыну или дочке и уважали их личное пространство. И при соблюдении семейных правил с подростком важно понимать, что правила для всех. Очень трудно убедить подростка в ценности учебы перед компьютерными играми, если папа весь вечер проводит в онлайн-игре. И бесполезно настаивать на соблюдении режима дня, если мама до поздней ночи работает за ноутбуком.
Упражнения для контроля над эмоциями
Во всех возрастах для ребенка очень важно, чтобы родители оставались взрослыми людьми. Если взрослого человека захватывают эмоции, он срывается на крик или не может ответственно выйти из конфликтной ситуации со своим ребенком, дети испытывают очень сильный стресс. Они остаются один на один со своими чувствами и им некому помочь, так как родители находятся в плену собственных переживаний. Поэтому самое важное, что можно посоветовать родителям всех детей, – это сохранять спокойствие.
Счет по семеркам
Есть несколько упражнений, которые помогут обуздать эмоции и вспомнить, что второй участник конфликта – ребенок. Например, счет по семеркам. Почувствовав, что эмоции берут верх над здравым смыслом можно про себя отнимать от ста число семь, и еще раз и так до тех пор, пока не сильные переживания не отступят. Это упражнение основано на том, что мыслительная деятельность переключает мозг с эмоциональной сферы на когнитивную (интеллектуальную). Одновременно переживать и решать математические задачи мозгу очень сложно, и он вынужден бросать все ресурсы на счет, соответственно накал эмоций снижается и родитель может рассуждать спокойно и спокойно донести до ребенка свою позицию.
Контроль дыхания
Еще одно упражнение: контроль дыхания. Родителю нужно сосредоточится на том, как он дышит, и начать дышать по схеме: длинный вдох, длинный выдох, пауза – под счет “Один, два, три”. Сконцентрировав внимание мозга на произвольности процесса, о котором люди обычно не задумываются, родитель так же переключает мозг с эмоций на рассудочность.
Заключение
Любой конфликт в семье отражается на поведении ребенка. В любом возрасте дети будут переживать и пытаться как-то повлиять на ситуацию. Самый простой способ для них – это протест. С помощью протеста ребенок будет пытаться переключить внимание родителей с конфликта на себя, невзирая на собственные переживания, даже если это внимание будет негативным. Не стоит бояться обратиться за помощью к специалистам, так как вместе можно гораздо быстрее помочь и ребенку и семье в целом преодолеть трудности и кризисы, которые так или иначе неизбежны для всех.
Во всех случаях “непослушания” необходимо понимать причины, возрастные особенности ребенка и окружающую обстановку. Детский психолог (https://arsmedika.ru/napravleniya/detskaya-psihokorrekciya/) сможет профессионально провести диагностику, определить причину и выбрать дальнейший маршрут коррекции. Это может быть индивидуальная работа с ребенком, например, для коррекции самооценки, или для овладевания навыками саморегуляции, групповые встречи для развития коммуникативных навыков и улучшения навыков социального взаимодействия. Может потребоваться индивидуальная работа с психологом и родителям, например для коррекции тревожности, консультации по стилям семейного воспитания, встречи в “родительских группах”.
В работе с детьми в психологии хорошо зарекомендовали себя арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, для более старшего возраста подходят техники Когнитивно-поведенческой терапии. Нейрокоррекция поможет ребенку овладеть новыми навыками, почувствовать себя успешным и ловким, научится концентрировать внимание и развить усидчивость. Групповые встречи в формате тренингов очень нравятся детям, так как это весело и безопасно. Для родителей очень полезна терапия в группе, живое общение, взаимодействие с другими родителями помогут взглянуть со стороны на свою семью, а индивидуальная работа с психологом поможет понять причины своих собственных чувств и эмоций.